Знаете что? Мне надоело прикидываться. Я ходил в художественное
училище, написал диссертацию об искусстве, раз в месяц на протяжении
5 лет посещал все новые выставки и даже что-то покупал там. Но сейчас я,
наконец, готов признаться: я не въезжаю в современное искусство.
Можете считать
меня деревенщиной, но я не понимаю, почему современное искусство должно быть
странным и вызывать
одновременно недоумение, гнев, приступы эпилепсии и потерю аппетита. И если передо мной
монохромные квадратики и ромбы, у меня нет ни малейшего желания
обсуждать их концептуальную составляющую, замысел автора и прочую
муть.
Давайте заглянем на выставку работ Трейси Эмин в галерее «Хэйворд» в Лондоне:
Давайте заглянем на выставку работ Трейси Эмин в галерее «Хэйворд» в Лондоне:
В течение трех минут эти ребята смотрят на фотографию
сидящей на стуле незнакомой женщины. Представьте, как быстро они бы
ее пролистали, увидев среди отпускных фотографий мамы! Понимаете о чем я?
Это видео идет целую минуту, и на нем происходит
только то, что вы видите на фотографии: Трэйси скачет на лошади.
В это время в комнате сидит куча людей, которые с серьезными
лицами смотрят на экран, держась одной рукой за подбородок. Одна
девушка даже в блокнот записывает! Вот бы и мне научиться
концентрировать внимание на бесконечно долгих и абсолютно бесполезных
вещах.
Я не понимаю, фильм действительно такой
захватывающий, что можно с упорством смотреть его на крошечном экране
сидя на стуле, который вот-вот развалится под тобой?
Вы что, издеваетесь? Трейси или кто-то другой, не важно,
натирает свою вагину деньгами. Чтобы увидеть это, людям придется заплатить. И наверняка
кто-то захочет купить! А кто давал ей уроки кадрирования?
«Черт побери, те, кто не понимает, как глубок смысл
этой полки, заставленной никому не нужным барахлом, такие грубые и неотесанные».
Представьте, что вы пытаетесь объяснить, о чем эта выставка,
инопланетянину или человеку, попавшему к нам из Средневековья. Спорим,
не получится?
Как гласит путеводитель по выставке, это один из тех
экспонатов, «которые легко не заметить и пройти мимо — но надо
понять его и уделить ему время». Лично мне, чтобы понять, нужно много
времени.
Не принимая во внимание известную работу Казимира
Малевича, я не понимаю людей, которые покупают это. К слову, сие
черное пространство в рамке обойдется вам в 20 000 фунтов.
Понятно, что многие вещи в нашей жизни сильно переоценены. Но давайте
будем честными, этот бред не стоит таких денег.
Как художники вообще решают заниматься подобными вещами? Думается,
коммерческий успех собратьев по ремеслу играет решающее значения: «Товарищ
гребет деньги подобными картинками, а чем я хуже?»
В этой инсталляции женщина в темной комнате лежит
на полу под звуки не очень приятных на слух мелодий, в то время
как пояснительный текст сообщает нам, что так автор хотел выразить свое видение
того, как Интернет захватывает наши души в прямом и переносном
смыслах. Детка, если бы не Интернет, ты как минимум не создала бы
сие «нечто».
MacBook увенчан пластиковой головой ребенка с нижним
бельём и сигаретой в зубах. Налицо социальный подтекст, но какой —
остается догадываться. Именно догадываться — авторы хотят, чтобы мы потратили
битый час на поиски смысла, ведь априори он в работе
присутствует. Не считываешь? Ты отсталый от жизни деревенщина.
Скульптура Мануэля Палоу «5 миллионов долларов в 1 терабайте».
Художественное произведение включает в себя внешний диск на 1 терабайт,
на котором собрано незаконно скачанных файлов на пять миллионов
долларов. Концептуально? Может быть. Искусство? Нет.
Художница по имени Дженнифер Рюбелл по какой-то
непонятной причине взяла 18 полноразмерных женских манекенов, которые при
помощи нехитрого механизма были превращены в настоящих щелкунчиков, ими
действительно можно колоть орехи. Тем самым местом. Экспонаты символизируют два
стереотипа женской власти: сексуальную женскую форму и сверхженщину,
физически способную на все. Будем иметь ввиду.
Эту «гениальную» работу Демиена
Хёрста, одного из успешных современных деятелей искусства, в конце
2003 года отправили на Марс в британском космическом аппарате. В целом
Хёрст уже более пятнадцати лет экспериментирует с пятнами и не только.
Интересно, в чем суть экспериментов? Хоть бы перед инопланетянами не позорились.
Ещё одна работа Дэмиана Херста «Давайте есть снаружи» (Let’s
Eat Outdoors Today). Как видите — это герметичный и прозрачный бокс в котором
стоит стол с едой и стулья, и который забит живыми мухами.
Это лишь некоторые примеры того, как художники под эгидой
современного искусства создают нечто, что искусством и не является, а ценители
сомнительного творчества готовы искать смысл и в смятой бутылке пива,
случайно поставленной на стол, при этом употребляя в своих оценках
умные слова «экзистенциализм», «антиутопия» и «ретро-футуризм». Может
самое время стать честными, и постараться ответить на вопрос: