![]() |
Пьеро делла Франческа.
Воскресение. XV в.
|
Евангелие не описывает самого момента Воскресения Христа.
Оно скрыто было даже от стражников, охранявших гробницу. Поэтому ранние
христианские авторы обходили этот момент, ограничиваясь чисто символическим
изображением креста с триумфальным венком и монограммой "ХР".
Изображение восставшего из гроба Христа возникает позднее.
Один из первых примеров подобного воплощения появился около
1000 года в Оттоновском Евангелии. Там Иисус изображен с крестом в руках
стоящим в саркофаге. Образ Христа говоривший о его телесности был редкостью на
протяжении веков, но к 13-14 векам он стал привычным. Эпоха Возрождения была
ориентирована на земное, даже Христа они воспринимали сквозь призму его земного
бытия. Этот видно из работы Пьеро делла Франчески "Воскресение".
Очень точны переданы обстоятельства и деловые детали: мирно спящие стражники и
не заметившие великого таинства воскресения Иисуса.
Пьеро делла Франческа. Воскресение. XV в.
![]() |
| Рафаэль Санти. Воскресение Христа. XVI в. |
Композиция другого художника эпохи Возрождения Рафаэля
Санти, мастера легкого и точного рисунка, воссоздает почти декоративное панно,
где все фигуры - и людей и ангелов, их жестикуляция, являют собой своеобразное
обрамление центральной фигуры.
Живописные эффекты достигаются благодаря сочетанию красного,
синего и охры. Библейские сюжеты Рафаэль трактует достаточно мажорно. Картина
его производит впечатление спокойствия и ясности, хотя блеск и яркость придают
ей некоторую нарочитость и искусственность.
![]() |
| Матиас Грюневальд. Воскресший Христос. XV - XVI в |
"Воскресший Христос" художника Матиаса Грюневальда
- это часть знаменитого Изенгеймского алтаря. Необычна иконография
картины: мастер изображает сам процесс Воскресения в его динамике и экспрессии
в отличие от традиционно изображаемого Воскресения как свершившегося факта.
Художник передает здесь стремительность и торжество: Иисус в
белоснежных ризах, яркое свечение на фоне ночного неба, воспаряющая фигура над
разверзтой гробницей, поверженные и ослепленные неземным светом стражники.
"Воскресение" испанского живописца Эль Греко
далеко от сложившихся представлений о церковном искусстве. Во всех его работах
ощущается безудержная фантазия и темперамент, соседствующие с анализом и тонким
расчетом. Его композициям присущи неожиданные ракурсы, искажение масштабов и
пропорций, вытянутые фигуры, которые придают изображению выразительность и
духовную содержательность.Живописец пользуется особой системой художественных
средств выраженных в тяге к ирреальному, к метафоричности передачи
пространства, ритма, движения, цвета, освещения.
![]() |
| Эль Греко. Воскресение. XVII в. |
Вертикальный формат утрированно деформирует фигуры, искажает пропорции и, вытягивает изображение.Это создает ощущение напряженности и
драматизма.Холодный прозрачный колорит, контрасты темного и светлого, аккорды
синего, красного и желтого - всё это создает впечатление призрачности и
восторженности, единства и завершенности.
В искусстве 19 века сосуществовали две тенденции -
академизма и бытового натурализма, что вызывало протест художников, тяготевших
к стилизации и условности.Стиль живописи Михаила Нестерова сформировался под
воздействием русской иконописной школы, а также под влиянием европейских
художественных новшеств.Совместно с Васнецовым он много работал над росписями
Владимирского собора в Киеве. Нестеровское "Воскресение" - это работа
выполненная в необычной для религиозной живописи манере.Художник воплощает по-своему
духовный смысл воскресения.Здесь нет фигур стражников, но зато за спиной Христа
- свидетель Ангел.
Линия горизонта здесь смещена и придает фигуре Иисуса
монументальность. Отсутствует пафос торжества: правая рука с крестом поднятая
вверх контрастирует с безвольно опущенной левой.Христос в окружении лилий,
олицетворявших чистоту и целомудрие, излюбленного цветка
модернистов.Декоративный орнамент стены также подчеркивает принадлежность
изображения к модерну.Сиреневатое свечение и голубовато-жемчужный колорит
подчеркивают спокойную радость и задумчивую отрешенность от мирских страстей.
![]() |
| Михаил Нестеров. Воскресение. XX в |
Современные художники часто используют особую форму
реальности, которая основана на замещении предмета иллюзорным его
изображением.Хотя иллюзия и не скрывает что она иллюзия - идея, сон, призрак,
мечта - и не претендует на истинность. Поэтому на первый план выходит
безудержное воображение.
Это относительно работы американского художника Патрика
Девонаса, которая называется "Аллегория Воскресения Христа", где
много аллегорических деталей и атрибутов, Можно их конечно попытаться
расшифровать, но вряд ли это сможет многое прояснить. Призрачный образ
созданный художником, находится между реальным миром и миром идей, поэтому и
является неопределенным. Библейский сюжет является всего лишь отправным
моментом свободной сюрреалистической фантазии. И на нее современный живописец
имеет полное право.
Что касается иконы - это совсем другое дело. Отличие иконы
от картины заключается в структуре образного языка. Это послание, знамение,
средство передачи божественного откровения.Тема Воскресения Христова берет
начало в Византии VI века, изображение исходящего из гроба Спасителя появилось
примерно в XI веке, в Россию этот образ пришел намного позднее - с XVII века, и
только в XIX стал популярным.Западная традиция склонна акцентировать идею
страдания и уничижения, подчёркивая в Богочеловеке прежде всего человека. В
восточно-христианской традиции подчёркивается торжество и величие Христа,
сильна эмоциональная составляющая. Поэтому русская икона - торжественна,
сдержанна и величественна.
![]() |
| Патрик Девонас. Аллегория Воскресения Христа XXI в |
Великолепен монолог Магдалины в Страстную пятницу Бориса
Пастернака :
Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.
Ольга Смирнова
.





