Страницы

Художник Сергей Бондарчук

Его любовь к живописи началась с того, что подарили ему, еще ребенку, краски. Он понюхал. И чуть с ума не сошел от запаха, показавшегося ему волшебным.
    Советский актёр, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1952). Герой Социалистического Труда (1980). Лауреат Сталинской премии (1952), Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1984), обладатель кинопремий «Оскар» и «Золотой глобус». В 1948 году окончил актёрский факультет ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова). Актёрский дебют состоялся в фильме С.Герасимова «Молодая гвардия». 

     Большой успех актёру принесли роли в фильмах «Кавалер Золотой Звезды» (1950) и «Тарас Шевченко» (1951), за которые Бондарчук получил Сталинскую премию и в возрасте 32 лет (1952) получил звание народного артиста СССР, минуя промежуточные звания. Известен ролями в фильмах «Неоконченная повесть» (1955), «Отелло» (1955), «Иван Франко» (1956), «Серёжа» (1960), «Дядя Ваня» (1970), «Молчание доктора Ивенса» (1973), «Выбор цели» (1975), «Отец Сергий» (1978), «Овод» (1980).
    С 1959 года С.Бондарчук - режиссёр киностудии «Мосфильм». Режиссёрским дебютом стал фильм «Судьба человека» (1959, Ленинская премия 1960 года), в котором Бондарчук сыграл главную роль Андрея Соколова. Режиссер снял всего девять фильмов, каждый из которых стал достоянием нашего кинематографа – «Война и мир» (1968, премия «Оскар»), «Ватерлоо» (1970), «Они сражались за Родину» (1975, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых 1977 года), «Степь» (1977), «Красные колокола» (1982-83, Государственная премия СССР 1984 года), «Борис Годунов» (1986). Почти во всех своих фильмах Бондарчук сыграл главные или заглавные роли (Пьер Безухов, Звягинцев, Борис Годунов). Фильмы режиссера получили призы на международных кинофестивалях в Локарно (1959), Москве (1959, 1965, 1995), Акапулько (1965), Венеции (1968), Карловых Варах (1970, 1976, 1982), Джорджтауне (1976), Ташкенте (1982). 
    Сергей Бондарчук считается мастером грандиозных батальных сцен. В советское время он был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом.
     С 1971 года Бондарчук преподавал с супругой И. К. Скобцевой во ВГИКе, с 1974 года является профессором ВГИКа и руководителем режиссёрской и актёрской мастерской. В 1971 году Бондарчук был избран секретарём правления Союза кинематографистов СССР, с 1972 по 1994 годы был художественным руководителем студии "Время".
     В 1990 году Бондарчук подписал контракт на съёмки совместного советско-английского фильма "Тихий Дон" по роману М.Шолохова, при участии итальянских продюсеров. О съемках этого фильма режиссер мечтал еще с 1960-х годов. Но фильм режиссер доснять не успел из-за разразившегося скандала с итальянцами. Бюджет картины был исчерпан, и окончательный монтаж фильма завершил только в 2006 году сын режиссера – Федор Бондарчук. Сергей Федорович Бондарчук скончался в 1994 году в Москве от рака почек (в Википедии ошибочно указан диагноз - инфаркт миокарда). 

Сергей Бондарчук Портрет Ирины Скобцевой 
(написан после съемок в фильме "Отелло")

Сергей Бондарчук Федя и Алена.

Сергей Бондарчук Пьер Безухов видит персонажей
романа "Война и мир" (фрагмент)

Сергей Бондарчук Жены-мироносицы.

Сергей Бондарчук Эскиз иконы.

Сергей Бондарчук Автопортрет
в костюме Бориса Годунова

Сергей Бондарчук Эскиз к фильму "Борис Годунов". 1985 г.

    Нарисованного Бондарчуком оказалось гораздо больше, чем мог вместить их дом, и это притом, что времени на рисование у него оставалось – капля. Но как-то он успевал его ухватить и растянуть. Просыпался в шесть утра, ставил мольберт, и, как настоящий «Дон Хуан быстрый» начинал рисовать наживую, без эскизов и предварительных подготовок.
    Вот Пьер Безухов видит других персонажей «Войны и мира», спускающихся по лестнице. Видит не глазами, потому что они идут сбоку или позади него. Да и что там разглядит подслеповатый Пьер? Он чует их, как сам Толстой, который говорил, что чувствует людей просто физически, как чувствовал их и Бондарчук.
    Бондарчук многие годы рисовал картины на чисто религиозные сюжеты. Он читал книги по технике той живописи и иногда пытался ее воспроизвести: сам наносил левкас на деревянную, правильно подготовленную доску, потом – красочные слои, соблюдая их очередность. Это была уже кропотливая работа, в чем-то эксперимент, из-за чего на некоторых картинах краски потом стали осыпаться. Но Бондарчуку было важно самому погрузиться в стихию этой живописи, удовлетворяя свое любопытство исследователя. Все это так. Но, главное, религиозность была для него естественной, прирожденной. Его «Жены-мироносицы», напоминающие древнерусские иконы, чудесны: праздничны по цвету и легки необычайно.
    И я вдруг представляю, как бы снял Бондарчук «Божественную комедию». Там был бы воздух и краски, сферы и путешествия по ним, и, мне думается, он оставил бы нам только «Рай».

Ирина Кравченко