Тромплей (фр. trompe-l'œil, «обман зрения») — это
технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической
иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то
время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.
Этот приём использовался уже в Древней Греции и Древнем
Риме. Типичный пример античного тромплея — настенное изображение окна, двери
или атриума для создания ложного эффекта того, что комната больше, чем она
есть.
В одной из популярных древнегреческих историй рассказывается
о споре между известными художниками. Зевксис создавал настолько реальные и
убедительные картины, что птицы прилетали и клевали нарисованный виноград.
Зевскис спросил своего соперника Парразия (Parrhasius), можно ли ему скинуть
изорванную в лохмотья штору с картины, чтобы оценить её. Но обнаружил, что эта
штора нарисована. Так Зевксис вводил в заблуждение птиц, а Парразий ввёл в
заблуждение Зевксиса.
С пониманием законов перспективы итальянские живописцы
позднего кватроченто, как Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли, начали рисовать
стены и своды, в основном фрески, с использованием законов перспективы для
создания эффекта увеличения пространства. Этот тип тромплея известен как di sotto
in sù, сверху дальше в переводе с итальянского.