Страницы

«И лик таинственно-отшельный…»

Слово «икона» в переводе с древнегреческого обозначает «образ», «изображение» и её нельзя отнести в обычном смысле слова к произведениям живописи. Картины в красках и линиях повествуют о событиях и людях реальной действительности. Икона же – это окно в мир иной природы, духовной; мистический посредник между миром земным и миром небесным. Поэтому по самой их природе и предназначению их нельзя рассматривать как картины. Это мир совсем иной природы, иных ценностей, пространственных и временных шкал. В них нет обычного пространства, нет и событий, цвет на иконах выполняет особую функцию – это символический язык, выражающий не соотношения цвета предмета и их взаимовлияние, но свечение предмета и человеческих лиц, озарённых светом вне нашего физического мира. И вообще цвет в иконописи является самым выразительным приёмом. Золотые штрихи олицетворяют на иконах неземной свет, тени отсутствуют и золотой фон является символом пространства, которое можно определить как «не от мира сего». Традиционно иконы посвящены библейским сюжетам.






    В течение многих веков формировались художественные средства и принципы создания икон, прежде чем древняя Русь приобщилась к этой части человеческой культуры. Традиции иконотворчества в древнюю Русь пришли  с  принятием христианства в  Х веке из Византии. В то время искусство Византии носило главным образом религиозный характер и было подчинено строгим законам: и в отношении содержания, и в отношении формы. С появлением православия в Киевской Руси началось создание русских икон. XV век считается золотым веком русской иконописи. Создаются разные школы: Владимирская, Новгородская, Ярославская, Суздальская, Московская, Псковская. Появляются и жёсткие каноны, которым иконописец обязан следовать, но несмотря на это многие авторы смогли придать своим произведениям не только атмосферу того времени, но и собственные эмоции. Изображения святых отражают самые высокие чувства о человеке, о его уме, красоте, душевных качествах.  Авторы смогли передать ожидание чуда, например, в «Благовещенье» или скорбь в иконе «Успение Богоматери», или же настоящее горе - как в иконе «Положение во гроб».
    Древнерусское искусство и живопись завоевали всемирное признание, они являются драгоценным вкладом в сокровищницу мировой культуры. Шедевры, созданные многие столетия назад восхищают и волнуют величием своих образов, красотой колорита и вдохновенной поэтичностью. Как в монументальной живописи, так и в иконописи звучали идеи единства и могущества Земли Русской, духовной силы и мужества человека, ощущение радости и красоты жизни. Приобретение оригиналов русских икон является большой мечтой многих поколений коллекционеров.
  Ольга Смирнова (специально для RussianArtinSacramento.com)