Сергей Федотов |
Информация – всего лишь информация, она не дает даже
относительного понимания того, что ЕСТЬ Сергей Федотов, - КРАЙНЕ необычный для
современного российского изобразительного искусства художник, одновременно и
глубоко оригинальный, и впитавший в свое творчество колоссальный культурный
бэкграунд прошлого. Более того, творчество его одновременно и бесконечно
национально, - и в то же время относится, вне всякого сомнения, к европейской и
ориентальной живописной традиции.
Как такое возможно? Это кажется парадоксом, - но лишь для
того, кому не хватает вдумчивости всмотреться в работы Сергея пристальнее. Раннее творчество Федотова принято (с той или иной степенью
уверенности) относить сначала к экспрессионизму, а потом - к экспрессионизму
абстрактному. Однако чем более ярко проявляется талант художника, тем дальше он
отходит как от предметности, так и от экспрессионистских решений, заменяя
собственно экспрессионизм – экспрессией своего темперамента, проявляющегося в
его работах с тем большей силой, чем они беспредметнее.
Собственно,
предметность – сама идея предмета – в последние годы стала тесна для Сергея,
воплощающего в своих новых картинах мир не своего вИдения (или даже видЕния)
окружающего мира, сколько идею представлений о нем, - идею, чаще всего
возникающую спонтанно, но переносимую на холст долго, точно и кропотливо. (Не
зря же художник известен тем, что любит дописывать свои картины уже прямо на
вернисажах, - что может быть лучше, что делает зрителя более сопричастным
процессу творчества?)
Это – философская живопись. Живопись умная, откровенно
интеллектуальная. Она декоративна, - несомненно. Но броская декоративность в
работах Сергея – не самоцель, а лишь средство выражения мысли, - мысли, всегда
оказывающейся ключевой и лишь зашифрованной в буйстве красок – или подчеркнутой
однотонности палитры.